Шаткова Инна Георгиевна

Экологический проект " Изумрудный город"для детей старшей группы .

 Экологический проект для детей старшей группы комбинированной направленности

« Изумрудный город»

Тема проекта: «Отчего всё растёт в огороде весной?»

Автор  проекта: Шаткова И.А

Вид проекта: исследовательский, творческий, подгрупповой.

Предмет исследования: овощные культуры (репа, редис, помидоры, перец. фасоль, лук, салат), ветки сирени, липы, берёзы и тополя.

Продолжительность проекта: долгосрочный(март- апрель- май)

Участники:

дети старшей группы комбинированной направленности, воспитатель, родители.

Возраст детей: 5 -6 лет

Актуальность проблемы:

2017 год объявлен годом экологии.

Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности и обретение знаний о необходимых и достаточных условиях для роста и развития растений весной. Проект возник в ходе подготовки к конкурсу  на лучший огород на подоконнике и посева семян для рассады помидоров на волне детской любознательности.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в непознанное и приобрести новые знания..

Тема  проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Цель проекта:

 расширить знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений путём создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности через сказку А. Волкова « Волшебник изумрудного города».

Задачи проекта:

1. Сформировать у детей представление   о том, как создать мини-огород на подоконнике;

2. Воспитывать желание производить  исследовательские  (вести наблюдения и фиксировать их результат  в доступной форме) и трудовые действия самостоятельно и в сотрудничестве с воспитателем

3.  Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, рассаживание, пересадка, подкормка, прополка).

4.  Вызвать у детей интерес к овощным огородным культурам через стихи, загадки, проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

 5. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Предполагаемый результат:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.

2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

3.  Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

 

 

Этапы проекта:

1 Этап – подготовительный:

1 Изучение методических пособий и литературы по теме.

2. Составление перспективного плана мероприятий.

3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры).

4. Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в подготовке к конкурсу «Огород на подоконнике» (семена для посева).

5. Создание условий для проекта - подготовка к посеву растений, создание огорода на подоконнике.

2 Этап – основной:

1Экологические  опыты с рассадой;

2. Беседы;

3. Рассматривание картин, иллюстраций;

4. Чтение художественной литературы;

5. Дидактические игры;

6. Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование, раскрашивание).

3 Этап – заключительный.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

4 Этап - презентационный:

1. Фоторепортаж «Проект « Изумрудный город».

2.  Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.

3. Участие в конкурсе «Огород на подоконнике».

План реализации проекта

Мероприятия

Цели

Ответственные

Срок

реализации

1 этап

1

Изучение и сбор теоретического и методического материала по экологическим исследованиям и опытам.

Повышение собственной профессиональной компетентности

Воспитатель

1 неделя

Составление плана над проектом.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатель

2 неделя

 Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала, дидактических игр, бросового материала, произведения устного народного творчества.

Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике»

Воспитатель, родители

2 неделя

Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике»

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель, родители

2 неделя

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатель

2 неделя

Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления

Воспитатель, родители.

2 неделя.

2 этап

Ознакомление с фотоматериалом по огороду детского сада.

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему

Воспитатель, дети, родители.

3 неделя

Составление плана- схемы огорода.

Определение правильного места для каждого элемента «Огорода на подоконнике», вызывать желание создать «огород».

Воспитатель
дети

3 неделя

Посев семян помидоров и перца на рассаду, салата.

Дать представления о выращивании растений из семян. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Воспитатель, дети.

3 неделя

 Чтение сказок и отгадывание загадок об овощах

Вспомнить содержание сказок» Вершки и корешки» «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко»,  развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм; учить детей воспринимать изображение на картинке, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову.

Воспитатель,

дети

3 неделя

Совместная продуктивная деятельность «Домики на луковой улице»

Изготовить из бросового материала домики для осуществления опыта по выращиванию лука в разных условиях.

Воспитатель, дети.

3,4 неделя

 Посадка лука на перо 

« Луковая улица в Изумрудном городе».

Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить с помощью воспитателя сажать лук. Поливать растения под руководством воспитателя. Дать представления о выращивании растений из луковиц. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Воспитатель, дети.

4 неделя

Беседа по формированию целостной картины мира «Весенние работы на огороде».

Расширять знания детей о весенних работах на огороде, их значении для роста растений; воспитывать желание помогать взрослым.

воспитатель

3 неделя

Дидактическая игра

 «Вершки и корешки»

Сформировать у детей представление о делении овощей на группы по расположению съедобных частей; корнеплоды. лиственные и плодовые.

Воспитатель, дети

4 неделя

Самостоятельное художественное творчество - рисование «Волшебный лучок», поделка из бросового материала «Памятник зелёному  луку  на площади в изумрудном городе»

Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет оттенков зелёной краски (зеленый), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные),развивать творческое воображение и ручную умелость..

Воспитатель, дети

5 неделя

Опытно-экспериментальная деятельность

Индивидуальная работа над исследовательскими темами

Воспитатель, дети

4-7 неделя

Уход за рассадой измерение роста растений.

Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить. правильно  поливать растения, рыхлить почву. поворачивать по отношению к солнечному свету, под руководством воспитателя измерять рост рассады  и фиксировать результаты измерения

Воспитатель, дети

3-8 неделя

3 этап

Фиксация результатов опыта с различными растениями.

Воспитывать желание производить  исследовательские  (вести наблюдения и фиксировать их результат  в доступной форме) и трудовые действия самостоятельно и в сотрудничестве с воспитателем

Воспитатель, дети

По мере роста  рассады

4 этап

Участие в конкурсе «Огород на подоконнике»

 

Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта

Фоторепортаж «Проект

« Изумрудный город».

Обобщение опыта работы над проектом.

Воспитатель, дети, родители

6 неделя

7 неделя

9 неделя

Легенда проекта:

Недавно мы прочитали сказку « Волшебник изумрудного города»

( адаптированный по возрасту вариант). Сказка очень понравилась и вызвала живой интерес и желание вновь встретиться с персонажами сказки. А тут пришла пора готовиться к весенним посадкам на огороде и к конкурсу

« Огород на подоконнике». Решено было совместить эти два приятных дела. Вместе с детьми придумали завязку новой сказки.  

«В волшебной стране наступила весна. Но жители волшебной страны вдруг забыли, как сеять и выращивать растения на огородах из-за проклятия злой волшебницы Гингемы . Им на помощь пришла девочка Элли и её друзья Страшила, Железный дровосек и Смелый Лев.

Элли предложила  создать Академию Огородных Наук, которая изучит , что необходимо растениям для роста и развития.

Руководителями научных лабораторий стали новый правитель Изумрудного города Страшила Мудрый, правитель Фиолетовой страны Железный Дровосек и царь зверей Смелый лев.

Дети сами  выбрали,  в какой лаборатории они хотят проводить исследования.

Страшила займётся исследованием луковичных и корнеплодов - редис, репа, картофель. Его научными сотрудниками станут Лиза, Матвей, Кирилл, Соня, Микаэль , Миша, Веня, Егор.

Железный Дровосек изучит плодовые культуры - перец, фасоль, помидоры. Вместе с ним будут работать Ульяна, Маша, Ника, Олег.

Смелый Лев  определит необходимые условия для выращивания  лиственных -  салат, а также понаблюдает за развитием листьев из почек. В этом ему помогут Андрей, Рома, Дарина, Артём.

 

 

Лаборатория Страшилы Мудрого «Корнеплоды»

 

Исследовательская тема № 1: «Влияние выбора сорта овощной культуры и ухода за посевами на скорость  развития и созревания»

Предмет исследования: овощные  культуры  репа, редис.

 Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры - репы и редиски.

Ожидаемый результат:

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствуют росту и развитию растений (сорт, свет, вода, тепло).

Формы работы:

Рассматривание,  сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, сбор урожая редиса, употребление в пищу.

Мотивация:

Страшила Мудрый  прочитал сказку в библиотеке Гудвина: «Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая...». Задумался Страшила о том, как дед добился такого успеха в выращивании репки и со своим научным сотрудником Матвеем  тоже посеял репку. Наблюдать будут, когда прорастёт, как быстро будет развиваться .Потом одну репку удобрением подкормит, а другую нет, и сравнит, какая лучше развивается. Кроме того редиску посеяли: круглую и почти прямоугольную.

Решили выяснить: за сколько дней созреет урожай  и какой сорт быстрее созревает при регулярном поливе? Этим вопросом занимаются  Веня, Микаэль и Егор.

 Цель исследования:

· Показать развитие редиса  на различных этапах роста.

· Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.

· Доказать, что растение тянется к источнику света.

· Развивать наблюдательность, способность экспериментировать. делать умозаключения.

Задачи:

1. Формировать представление о корнеплодах.

2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.

3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.

4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.

5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

Формы работы:

Рассматривание,  сравнение, опыт, наблюдение, полив, отражение результатов наблюдения в форме зарисовок, сбор урожая, употребление в пищу.

Ожидаемый результат:

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (сорт, свет, вода, тепло).

 

 

Исследовательская тема № 2: «Опыт с луком».

Предмет исследования: лук

Цель исследования:

· Показать развитие луковиц на различных этапах роста.

· Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.

· Доказать, что растение тянется к источнику света.

 Развивать наблюдательность, способность экспериментировать. делать умозаключения.

Задачи:

1. Формировать представление о луковичных.

2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.

3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.

4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.

5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

Формы работы:

Рассматривание,  сравнение, опыт, наблюдение, полив, отражение результатов наблюдения в форме зарисовок, сбор урожая, употребление в пищу.

Ожидаемый результат:

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (сорт, свет, вода, тепло).

Перспективное планирование:

1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету.

 2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.

3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.

4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.

5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.

 Мотивация:

Жители изумрудного города любят всё зелёное, даже в палисадниках вместо цветов выращивают зелёный лук. В городе есть даже целая Луковая улица и площадь Луковицы. На ней стоит памятник луку, который помог бороться с простудой жителям этой улицы. Дети по предложению воспитателя делают макет улицы и площади из бросового материала и цветной бумаги, подготавливая условия для исследовательской деятельности.

 

Миша, Соня и Кирилл помогут жителям этой улицы вспомнить, при каких условиях выращивания быстрее получишь урожай лука.

Ход эксперимента:

На Луковой улице шесть домиков. В каждом из них выращивают лук при разных условиях.

№1- луковица посажена в землю, имеет доступ к свету , теплу, воздуху, ежедневно поливается водой.

№2-луковица сидит в земле, имеет доступ к свету , теплу, воздуху, но не поливается водой.

№3- луковица посажена в землю, ежедневно поливается водой ,имеет доступ к  теплу  и воздуху , но без  света.

№4- луковица имеет доступ к свету( ограниченный) , теплу, воздуху,  но сидит в воде  без земли.

№5- луковица посажена в землю,  но не имеет доступ к свету, воздуху, не  поливается водой.

№6-луковица не имеет никаких условий для роста, кроме  тепла.

На Луковой площади для сравнения  посажен контрольный экземпляр лука, имеющий все условия и неограниченный доступ к свету.

Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания и внешний вид перьев лука в разных условиях.

 

Вывод: Тепло и  свет являются необходимым условием для развития проростков. Без света проростки растут медленнее, они слабее. Лучший урожай лук даёт  при посадке в воду и почву.

 

Исследовательская тема № 3:

 «Какие условия влияют на качество ростков и скорость  прорастания картофеля?»

Предмет исследования:

картофель.

 Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры -картофель.

Ожидаемый результат:

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (наличие земли, света, воды, тепла).

Формы работы:

Рассматривание,  сравнение, опыт, наблюдение, полив, зарисовки.

Перспективное планирование:

1. Рассматривание и сравнение картофелин  по величине, цвету.

 2. Определение, в каких условиях будут проращиваться.

3. Наблюдение за прорастанием. Определить, какие из них проросли первыми.

Мотивация:

В подвалах жителей  Изумрудного  города  начал прорастать картофель. Ростки бледные и тонкие. Что же необходимо картошке для формирования хороших ростков, задумался Страшила?

Лиза вызвалась помочь ему и выбрала объектом своего исследования картофель.

Перспективное планирование:

1. Рассматривание и сравнение по величине, цвету;

 2. Определение, в каких условиях будут проращиваться картофелины.

3. Наблюдение за прорастанием картофелин. Определить, какие из них проросли первыми.

4. Сравнение темпов  прорастания ростков , с занесением наблюдений в дневник эксперимента.

Ход эксперимента:

На экспериментальной площадке –четыре  ёмкости. Для эксперимента взяли 4 картофелины одинакового размера.

№1- картофелина посажена в землю, имеет доступ к свету , теплу, воздуху, ежедневно поливается водой.

№2- картофелина сидит в воде, имеет доступ к свету , теплу, воздуху, но нет земли.

№3- картофелина  лежит в воде без воздуха, но имеет доступ к свету , теплу.

№4-каотофелина лежит в сухой ёмкости без земли и воды, но имеет доступ к свету , теплу, воздуху.

 

 Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания и внешний вид проростков у картофеля.

 

Вывод: Тепло и  свет являются необходимым условием для развития проростков. Без света проростки растут медленнее, они слабее. Лучше всего проростки развиваются при посадке в почву.

Лаборатория Железного Дровосека « Плодовые»

 

Исследовательская тема № 1:

 «Какие условия влияют на рост и развитие рассады?»

Предмет исследования: перец, помидоры, фасоль.

Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию рассады овощных культур – перец, помидоры, фасоль.

Ожидаемый результат:

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (наличие света, воды, тепла, земли, её качество и количество).

Формы работы:

Посев, пикирование, полив, уход, рассматривание,  сравнение, опыт, наблюдение,  зарисовки.

Перспективное планирование:

1.  Определение, в каких условиях будет расти рассада.

 2. Наблюдение за прорастанием и развитием.

3 Рассматривание и сравнение по величине, толщине стебля, количеству листьев и их размеров.

4. Сравнение темпов развития  ростков после пикирования , с занесением наблюдений в дневник эксперимента.

 

Мотивация:

Железный Дровосек решил помочь своим подданным – мигунам из Фиолетовой страны вырастить помидоры, перец и фасоль. Злая волшебница Бастинда боялась воды, поэтому мигуны раньше ничего не выращивали не знают , как это делать.

Ника, Маша и Ульяна станут помогать ему в этом важном деле.

Ход эксперимента:

1.Посев и наблюдение за прорастанием рассады.

 2.Пикирование в разные по глубине земляного слоя ёмкости, уход (менять ориентацию ящиков с рассадой по источнику света).

3. Наблюдение за темпами роста и развития разных партий рассады. Определить, какие из них крепче и выше.

4.  Занесение наблюдений в дневник наблюдений - лабораторный журнал.

 

Исследовательская тема № 3:  «Исследуем всхожесть семян»

Предмет исследования: семена фасоли

Цель: выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести в разных условиях.

Ожидаемый результат:

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую лучшему прорастанию семян.

Формы работы:

Посев, полив, уход, рассматривание,  сравнение, опыт, наблюдение,  зарисовки.

Перспективное планирование:

1.Посев и наблюдение за прорастанием семян .

 2. Наблюдение за темпами развития разных партий.

3. Занесение наблюдений в дневник наблюдений.

Мотивация:

Железный Дровосек просит выяснить, какие условия нужны для прорастания семян фасоли, которые ему подарила добрая волшебница Жёлтой страны Виллина. Олег взялся помочь найти ответ.

Перспективное планирование:

1.  Определение, в каких условиях будут прорастать семена фасоли.

 2. Наблюдение за прорастанием и развитием. Рассматривание и сравнение по величине, толщине стебля, количеству листьев и их размеров.

3. Занесение наблюдений в дневник эксперимента.

Ход эксперимента

Опыты и наблюдения по теме: «Семена фасоли»

Опыт №1  «Исследуем всхожесть семян»

Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые коробочки, стеклянные банки или чашки, фильтровальная бумага.

Постановка опыта.

Для опыта берём образцы семян, одинакового размера и сорта. Делим на четыре пробные партии.В каждой пробе по 5 -10 крупных семян.

 Семена проращивают в растильнях на фильтровальной бумаге,в пластиковых коробочках с водой и землёй. Растильни прикрываем прозрачными крышками (не наглухо) и поставим в теплое место (выше 18 °С). Продолжительность опыта 2–4 дня.

Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания семян и их всхожесть.

Вывод: невсе семена проросли, а только те , что были в банке с фильтровальной бумагой.  Для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло и свет.

Опыт №2 – «Значение света для прорастания семян и развития проростков»

Цель опыта – выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие проростков.

Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые ванночки, почва.

Постановка опыта.

Две ванночки, увлажняем и помещаем в них равное количество семян. Одну ванночку выставляем на свет, другую помещаем в темноту. Чтобы создать темную камеру, сверху ванночку можно накрыть  картонной коробкой. На этикетках помечаем время посева и условия роста: «на свету», «в темноте».

Вывод: свет является необходимым условием для развития проростков. Без света проростки фасоли растут медленнее, они слабее.

 

 

Лаборатория Смелого льва « Лиственные»

 

Исследовательская тема №1 «Отчего весной на деревьях появляются листья.»

Цель :  узнать ,что важнее для появления листьев из почек – тепло или свет?

Задача:

Выяснить значение тепла для прорастания листьевиз почек на

срезанных ветках.

Мотивация:

ставили срезанные веточки в вазу с водой .Возник поисковый вопрос:"Что более необходимо для появления листиков из почек, свет или тепло?

Для развития листочков необходимо много  света считают Андрюша. И Арсений. Лера не согласна –тепло важнее.

Ход эксперимента.

1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки берёзы и липы.

 2.Один стакан ставим на светлое прохладное место (возле оконного

стекла), второй у трубы центрального отопления . но в полутени.

3.Замечаем, где быстрее появятся листочки - в тени или на свету, у берёзы или у липы.

Результат эксперимента: Листья быстрее появились во втором стакане, значит,  тепло важнее света для появления листьев из почек.

Исследовательская тема №2 « Можно ли изменить цвет листьев на дереве?»

Цель : экспериментальным путём показать детям, что растения пьют воду.

Мотивация:

  Однажды Элли гостила у Смелого льва и заинтересовалась. почему в Розовой стране даже листья на деревьях розовые?

   Как это может произойти? Решили провести опыт с веткой сирени, которая уже дала листочки в вазе с водой.

Выдвинули рабочую гипотезу : Артём высказал предположение о том, что и листья и ветка станут красными, что если мы покрасим воду в красный цвет?

Описание опыта: «Растения пьют воду»

1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки  растения.

2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.

3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.

 Результат:

Подкрасили воду в красный цвет в 15ч 30 мин 30 03 17, зарисовали. А уже в 17ч15 мин обнаружили первые красные пятнышки на ветке.

Дарина, Андрей и Рома сделали зарисовку.

 

29 апреля 2017 в 21:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.