3. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы проекта:
1 Этап – подготовительный:
1 Изучение методических пособий и литературы по теме.
2. Составление перспективного плана мероприятий.
3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры).
4. Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в подготовке к конкурсу «Огород на подоконнике» (семена для посева).
5. Создание условий для проекта - подготовка к посеву растений, создание огорода на подоконнике.
2 Этап – основной:
1Экологические опыты с рассадой;
2. Беседы;
3. Рассматривание картин, иллюстраций;
4. Чтение художественной литературы;
5. Дидактические игры;
6. Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование, раскрашивание).
3 Этап – заключительный.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
4 Этап - презентационный:
1. Фоторепортаж «Проект « Изумрудный город».
2. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
3. Участие в конкурсе «Огород на подоконнике».
План реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Цели |
Ответственные |
Срок
реализации |
1 этап |
1 |
Изучение и сбор теоретического и методического материала по экологическим исследованиям и опытам. |
Повышение собственной профессиональной компетентности |
Воспитатель |
1 неделя |
|
Составление плана над проектом. |
Реализация мероприятий по проектной деятельности |
Воспитатель |
2 неделя |
|
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала, дидактических игр, бросового материала, произведения устного народного творчества. |
Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике» |
Воспитатель, родители |
2 неделя |
|
Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике» |
Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта |
Воспитатель, родители |
2 неделя |
|
Консультация для родителей «Огород на подоконнике» |
Просвещать родителей по данной теме. |
Воспитатель |
2 неделя |
|
Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления |
|
Воспитатель, родители. |
2 неделя. |
2 этап |
|
Ознакомление с фотоматериалом по огороду детского сада. |
Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему |
Воспитатель, дети, родители. |
3 неделя |
|
Составление плана- схемы огорода. |
Определение правильного места для каждого элемента «Огорода на подоконнике», вызывать желание создать «огород». |
Воспитатель
дети |
3 неделя |
|
Посев семян помидоров и перца на рассаду, салата. |
Дать представления о выращивании растений из семян. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. |
Воспитатель, дети. |
3 неделя |
|
Чтение сказок и отгадывание загадок об овощах |
Вспомнить содержание сказок» Вершки и корешки» «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм; учить детей воспринимать изображение на картинке, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову. |
Воспитатель,
дети |
3 неделя |
|
Совместная продуктивная деятельность «Домики на луковой улице» |
Изготовить из бросового материала домики для осуществления опыта по выращиванию лука в разных условиях. |
Воспитатель, дети. |
3,4 неделя |
|
Посадка лука на перо
« Луковая улица в Изумрудном городе». |
Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить с помощью воспитателя сажать лук. Поливать растения под руководством воспитателя. Дать представления о выращивании растений из луковиц. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. |
Воспитатель, дети. |
4 неделя |
|
Беседа по формированию целостной картины мира «Весенние работы на огороде». |
Расширять знания детей о весенних работах на огороде, их значении для роста растений; воспитывать желание помогать взрослым. |
воспитатель |
3 неделя |
|
Дидактическая игра
«Вершки и корешки» |
Сформировать у детей представление о делении овощей на группы по расположению съедобных частей; корнеплоды. лиственные и плодовые. |
Воспитатель, дети |
4 неделя |
|
Самостоятельное художественное творчество - рисование «Волшебный лучок», поделка из бросового материала «Памятник зелёному луку на площади в изумрудном городе» |
Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет оттенков зелёной краски (зеленый), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные),развивать творческое воображение и ручную умелость.. |
Воспитатель, дети |
5 неделя |
|
Опытно-экспериментальная деятельность |
Индивидуальная работа над исследовательскими темами |
Воспитатель, дети |
4-7 неделя |
|
Уход за рассадой измерение роста растений. |
Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить. правильно поливать растения, рыхлить почву. поворачивать по отношению к солнечному свету, под руководством воспитателя измерять рост рассады и фиксировать результаты измерения |
Воспитатель, дети |
3-8 неделя |
3 этап |
|
Фиксация результатов опыта с различными растениями. |
Воспитывать желание производить исследовательские (вести наблюдения и фиксировать их результат в доступной форме) и трудовые действия самостоятельно и в сотрудничестве с воспитателем |
Воспитатель, дети |
По мере роста рассады |
4 этап |
|
Участие в конкурсе «Огород на подоконнике»
Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта
Фоторепортаж «Проект
« Изумрудный город». |
Обобщение опыта работы над проектом. |
Воспитатель, дети, родители |
6 неделя
7 неделя
9 неделя |
|
|
|
|
|
|
Легенда проекта:
Недавно мы прочитали сказку « Волшебник изумрудного города»
( адаптированный по возрасту вариант). Сказка очень понравилась и вызвала живой интерес и желание вновь встретиться с персонажами сказки. А тут пришла пора готовиться к весенним посадкам на огороде и к конкурсу
« Огород на подоконнике». Решено было совместить эти два приятных дела. Вместе с детьми придумали завязку новой сказки.
«В волшебной стране наступила весна. Но жители волшебной страны вдруг забыли, как сеять и выращивать растения на огородах из-за проклятия злой волшебницы Гингемы . Им на помощь пришла девочка Элли и её друзья Страшила, Железный дровосек и Смелый Лев.
Элли предложила создать Академию Огородных Наук, которая изучит , что необходимо растениям для роста и развития.
Руководителями научных лабораторий стали новый правитель Изумрудного города Страшила Мудрый, правитель Фиолетовой страны Железный Дровосек и царь зверей Смелый лев.
Дети сами выбрали, в какой лаборатории они хотят проводить исследования.
Страшила займётся исследованием луковичных и корнеплодов - редис, репа, картофель. Его научными сотрудниками станут Лиза, Матвей, Кирилл, Соня, Микаэль , Миша, Веня, Егор.
Железный Дровосек изучит плодовые культуры - перец, фасоль, помидоры. Вместе с ним будут работать Ульяна, Маша, Ника, Олег.
Смелый Лев определит необходимые условия для выращивания лиственных - салат, а также понаблюдает за развитием листьев из почек. В этом ему помогут Андрей, Рома, Дарина, Артём.
Лаборатория Страшилы Мудрого «Корнеплоды» Исследовательская тема № 1: «Влияние выбора сорта овощной культуры и ухода за посевами на скорость развития и созревания» Предмет исследования: овощные культуры репа, редис. Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры - репы и редиски. Ожидаемый результат: После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствуют росту и развитию растений (сорт, свет, вода, тепло). Формы работы: Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, сбор урожая редиса, употребление в пищу. Мотивация: Страшила Мудрый прочитал сказку в библиотеке Гудвина: «Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая...». Задумался Страшила о том, как дед добился такого успеха в выращивании репки и со своим научным сотрудником Матвеем тоже посеял репку. Наблюдать будут, когда прорастёт, как быстро будет развиваться .Потом одну репку удобрением подкормит, а другую нет, и сравнит, какая лучше развивается. Кроме того редиску посеяли: круглую и почти прямоугольную. Решили выяснить: за сколько дней созреет урожай и какой сорт быстрее созревает при регулярном поливе? Этим вопросом занимаются Веня, Микаэль и Егор. Цель исследования: · Показать развитие редиса на различных этапах роста. · Показать значение света, воды и тепла для развития и роста. · Доказать, что растение тянется к источнику света. · Развивать наблюдательность, способность экспериментировать. делать умозаключения. Задачи:
1. Формировать представление о корнеплодах.
2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.
4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.
5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, полив, отражение результатов наблюдения в форме зарисовок, сбор урожая, употребление в пищу.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (сорт, свет, вода, тепло).
Исследовательская тема № 2: «Опыт с луком».
Предмет исследования: лук
Цель исследования:
· Показать развитие луковиц на различных этапах роста.
· Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.
· Доказать, что растение тянется к источнику света.
Развивать наблюдательность, способность экспериментировать. делать умозаключения.
Задачи:
1. Формировать представление о луковичных.
2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.
4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.
5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, полив, отражение результатов наблюдения в форме зарисовок, сбор урожая, употребление в пищу.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (сорт, свет, вода, тепло).
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету.
2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.
3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.
4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.
5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.
Мотивация:
Жители изумрудного города любят всё зелёное, даже в палисадниках вместо цветов выращивают зелёный лук. В городе есть даже целая Луковая улица и площадь Луковицы. На ней стоит памятник луку, который помог бороться с простудой жителям этой улицы. Дети по предложению воспитателя делают макет улицы и площади из бросового материала и цветной бумаги, подготавливая условия для исследовательской деятельности.
Миша, Соня и Кирилл помогут жителям этой улицы вспомнить, при каких условиях выращивания быстрее получишь урожай лука.
Ход эксперимента:
На Луковой улице шесть домиков. В каждом из них выращивают лук при разных условиях.
№1- луковица посажена в землю, имеет доступ к свету , теплу, воздуху, ежедневно поливается водой.
№2-луковица сидит в земле, имеет доступ к свету , теплу, воздуху, но не поливается водой.
№3- луковица посажена в землю, ежедневно поливается водой ,имеет доступ к теплу и воздуху , но без света.
№4- луковица имеет доступ к свету( ограниченный) , теплу, воздуху, но сидит в воде без земли.
№5- луковица посажена в землю, но не имеет доступ к свету, воздуху, не поливается водой.
№6-луковица не имеет никаких условий для роста, кроме тепла.
На Луковой площади для сравнения посажен контрольный экземпляр лука, имеющий все условия и неограниченный доступ к свету.
Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания и внешний вид перьев лука в разных условиях.
Вывод: Тепло и свет являются необходимым условием для развития проростков. Без света проростки растут медленнее, они слабее. Лучший урожай лук даёт при посадке в воду и почву.
Исследовательская тема № 3:
«Какие условия влияют на качество ростков и скорость прорастания картофеля?»
Предмет исследования:
картофель.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры -картофель.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (наличие земли, света, воды, тепла).
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, полив, зарисовки.
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение картофелин по величине, цвету.
2. Определение, в каких условиях будут проращиваться.
3. Наблюдение за прорастанием. Определить, какие из них проросли первыми.
Мотивация:
В подвалах жителей Изумрудного города начал прорастать картофель. Ростки бледные и тонкие. Что же необходимо картошке для формирования хороших ростков, задумался Страшила?
Лиза вызвалась помочь ему и выбрала объектом своего исследования картофель.
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение по величине, цвету;
2. Определение, в каких условиях будут проращиваться картофелины.
3. Наблюдение за прорастанием картофелин. Определить, какие из них проросли первыми.
4. Сравнение темпов прорастания ростков , с занесением наблюдений в дневник эксперимента.
Ход эксперимента:
На экспериментальной площадке –четыре ёмкости. Для эксперимента взяли 4 картофелины одинакового размера.
№1- картофелина посажена в землю, имеет доступ к свету , теплу, воздуху, ежедневно поливается водой.
№2- картофелина сидит в воде, имеет доступ к свету , теплу, воздуху, но нет земли.
№3- картофелина лежит в воде без воздуха, но имеет доступ к свету , теплу.
№4-каотофелина лежит в сухой ёмкости без земли и воды, но имеет доступ к свету , теплу, воздуху.
Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания и внешний вид проростков у картофеля.
Вывод: Тепло и свет являются необходимым условием для развития проростков. Без света проростки растут медленнее, они слабее. Лучше всего проростки развиваются при посадке в почву.
Лаборатория Железного Дровосека « Плодовые»
Исследовательская тема № 1:
«Какие условия влияют на рост и развитие рассады?»
Предмет исследования: перец, помидоры, фасоль.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию рассады овощных культур – перец, помидоры, фасоль.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (наличие света, воды, тепла, земли, её качество и количество).
Формы работы:
Посев, пикирование, полив, уход, рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, зарисовки.
Перспективное планирование:
1. Определение, в каких условиях будет расти рассада.
2. Наблюдение за прорастанием и развитием.
3 Рассматривание и сравнение по величине, толщине стебля, количеству листьев и их размеров.
4. Сравнение темпов развития ростков после пикирования , с занесением наблюдений в дневник эксперимента.
Мотивация:
Железный Дровосек решил помочь своим подданным – мигунам из Фиолетовой страны вырастить помидоры, перец и фасоль. Злая волшебница Бастинда боялась воды, поэтому мигуны раньше ничего не выращивали не знают , как это делать.
Ника, Маша и Ульяна станут помогать ему в этом важном деле.
Ход эксперимента:
1.Посев и наблюдение за прорастанием рассады.
2.Пикирование в разные по глубине земляного слоя ёмкости, уход (менять ориентацию ящиков с рассадой по источнику света).
3. Наблюдение за темпами роста и развития разных партий рассады. Определить, какие из них крепче и выше.
4. Занесение наблюдений в дневник наблюдений - лабораторный журнал.
Исследовательская тема № 3: «Исследуем всхожесть семян»
Предмет исследования: семена фасоли
Цель: выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести в разных условиях.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую лучшему прорастанию семян.
Формы работы:
Посев, полив, уход, рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, зарисовки.
Перспективное планирование:
1.Посев и наблюдение за прорастанием семян .
2. Наблюдение за темпами развития разных партий.
3. Занесение наблюдений в дневник наблюдений.
Мотивация:
Железный Дровосек просит выяснить, какие условия нужны для прорастания семян фасоли, которые ему подарила добрая волшебница Жёлтой страны Виллина. Олег взялся помочь найти ответ.
Перспективное планирование:
1. Определение, в каких условиях будут прорастать семена фасоли.
2. Наблюдение за прорастанием и развитием. Рассматривание и сравнение по величине, толщине стебля, количеству листьев и их размеров.
3. Занесение наблюдений в дневник эксперимента.
Ход эксперимента
Опыты и наблюдения по теме: «Семена фасоли»
Опыт №1 – «Исследуем всхожесть семян»
Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые коробочки, стеклянные банки или чашки, фильтровальная бумага.
Постановка опыта.
Для опыта берём образцы семян, одинакового размера и сорта. Делим на четыре пробные партии.В каждой пробе по 5 -10 крупных семян.
Семена проращивают в растильнях на фильтровальной бумаге,в пластиковых коробочках с водой и землёй. Растильни прикрываем прозрачными крышками (не наглухо) и поставим в теплое место (выше 18 °С). Продолжительность опыта 2–4 дня.
Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания семян и их всхожесть.
Вывод: невсе семена проросли, а только те , что были в банке с фильтровальной бумагой. Для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло и свет.
Опыт №2 – «Значение света для прорастания семян и развития проростков»
Цель опыта – выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие проростков.
Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые ванночки, почва.
Постановка опыта.
Две ванночки, увлажняем и помещаем в них равное количество семян. Одну ванночку выставляем на свет, другую помещаем в темноту. Чтобы создать темную камеру, сверху ванночку можно накрыть картонной коробкой. На этикетках помечаем время посева и условия роста: «на свету», «в темноте».
Вывод: свет является необходимым условием для развития проростков. Без света проростки фасоли растут медленнее, они слабее.
Лаборатория Смелого льва « Лиственные»
Исследовательская тема №1 «Отчего весной на деревьях появляются листья.»
Цель : узнать ,что важнее для появления листьев из почек – тепло или свет?
Задача:
Выяснить значение тепла для прорастания листьевиз почек на
срезанных ветках.
Мотивация:
ставили срезанные веточки в вазу с водой .Возник поисковый вопрос:"Что более необходимо для появления листиков из почек, свет или тепло?
Для развития листочков необходимо много света считают Андрюша. И Арсений. Лера не согласна –тепло важнее.
Ход эксперимента.
1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки берёзы и липы.
2.Один стакан ставим на светлое прохладное место (возле оконного
стекла), второй у трубы центрального отопления . но в полутени.
3.Замечаем, где быстрее появятся листочки - в тени или на свету, у берёзы или у липы.
Результат эксперимента: Листья быстрее появились во втором стакане, значит, тепло важнее света для появления листьев из почек.
Исследовательская тема №2 « Можно ли изменить цвет листьев на дереве?»
Цель : экспериментальным путём показать детям, что растения пьют воду.
Мотивация:
Однажды Элли гостила у Смелого льва и заинтересовалась. почему в Розовой стране даже листья на деревьях розовые?
Как это может произойти? Решили провести опыт с веткой сирени, которая уже дала листочки в вазе с водой.
Выдвинули рабочую гипотезу : Артём высказал предположение о том, что и листья и ветка станут красными, что если мы покрасим воду в красный цвет?
Описание опыта: «Растения пьют воду»
1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки растения.
2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.
3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду. |